Большинство автомобилистов знают, что такое термостат и как он работает. Однако некоторые водители только слышали, что внутри авто имеется такая запчасть и понятия не имеют, какову функцию он выполняет, как функционирует. Кроме того, термостаты встраивают не только в автомобили, но и холодильники, отопительные системы. Рассмотрим, что такое автомобильный термостат, какие функции выполняет и почему важно менять его своевременно.
Что представляет собой автомобильный термостат
Термостат – устройство, регулирующее температуру охлаждающей жидкости в охладительной системе авто. Благодаря ему двигатель быстрей прогревается и нагнетает в салон тепло (зимой), а летом не позволяет двигателю перегреваться и «кипеть».
Автомобильный термостат – конструкция не сложная, состоящая из нескольких основных составляющих:
- Термодатчика, изготовленного в цилиндрической форме, наполненного воском.
- Клапана.
Первый элемент определяет температуру двигателя, поскольку при нагревании воск расширяется и сигнализирует о перегреве. Клапан регулирует поступление охлаждающей жидкости, когда термодатчик показывает критическую температуру.
Как работает термостат
Работает термостат по простому принципу, но тогда присоединяются и другие элементы авто. Охладительная система (вместе с термостатом), состоит из 2 частей:
- Большого.
- Малого круга.
Малый круг состоит из охладительных каналов двигателя и радиатора печки. В большом участвует основной радиатор. Принцип работы термостата заключается в том, что при холодном двигателе, антифриз имеет температуру окружающей среды и циркулирует, исключительно в малом кругу при закрытом клапане. Благодаря этому происходит ускоренный нагрев антифриза. При нагревании двигателя клапан приоткрывается, и горячая жидкость проходит по большому кругу, из-за чего охлаждается и обеспечивает нормальную работу авто.
Следовательно, конструкция и работа термостата проста, однако без участия этой автомобильной запчасти, поездки невозможны. Неисправность автомобильного термостата может стать источником серьёзной поломки двигателя и холода в салоне в зимнее время.
Зачем нужно менять автомобильный термостат
Единственной причиной поломки термостата может стать клапан, регулирующий циркуляцию антифриза между большим и малым кругом. Во время поломки его заклинивает в приоткрытом или закрытом состоянии.
Неисправность термостата может грозить следующими последствиями:
- Приоткрытый клапан. Если элемент термостата не закрывается, тогда он пропускает рабочую жидкость в большой круг, из-за чего двигатель зимой прогревается в разы дольше, а иногда и вовсе не способен работать, поскольку не нагревается до определённой температуры. Летом это не так страшно, но к морозам следует заменить устройство.
- Закрытый клапан. В таком случае двигатель перегревается и антифриз выкипает, поскольку жидкость не поступает за пределы малого круга. Это требует от водителя немедленной реакции. Следует остановиться и подождать, пока машина остынет. Зимой ездить с поломанным термостатом легче, однако частые остановки меняют планы водителя и усложняют жизнь. В жаркий период это делает поездки невозможными. Кроме того, при недостатке охлаждения двигатель может не выдержать и выйти из строя (безвозвратно), что приведёт к серьёзным финансовым вложениям.
Если датчики на панели управления показывают перегревание двигателя или быстрый нагрев до температур выше нормы, требуется немедленно менять запчасть, поскольку она стоит в разы дешевле нового двигателя. Также рекомендуется проводить плановую замену устройства, после 2-3 лет эксплуатации. Причиной поломки термостата может стать: износ его деталей, засоры, попадание мелких инородных частиц (при заливании антифриза) и коррозия. Именно поэтому рекомендуется, заливая жидкость промывать радиатор, чтобы удалить коррозию и загрязнения.
Где менять термостат
Термостат можно поменять самостоятельно, при условии, что автомобилист знает конструкцию своего автотранспорта. Расположение устройства в машине может меняться, в зависимости от модели авто. Поэтому, не знающим автомобилистам рекомендуется обратиться в сервис СТО. В Москве их очень много, поэтому трудностей не возникнет. Работающие там специалисты, в течение получаса заменят сломанное устройство. Однако чтобы ремонт обошёлся дешевле, рекомендуется приезжать к ним со своим новым термостатом, приобретённым именно для вашей машины. Это ускорит ремонт и удешевит его.
Если можете самостоятельно заменить детали в вашем автомобиле, то не ленитесь и не экономьте на покупке термостата. Приобретайте только оригинальные запчасти, а не удешевлённые подделки, ведь они быстрее ломаются и могут ещё больше навредить автомобилю. Если вы не умеете менять термостат, достаточно 1 раз посетить СТО и посмотреть, как специалисты производят замену.